Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи
Описание образовательной программы
Адаптированная основная образовательная программа
дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (далее «Программа»), предназначена для специалистов дошкольных организаций, в которых воспитываются
дети с тяжелыми нарушениями речи (далее - дети с ТНР).
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая
категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и
первично сохранном интеллекте. К группе
детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней
речевого развития при дизартрии,
ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов
языка.
Активное усвоение фонетико-фонематических,
лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и,
в основном, заканчивается в дошкольном
детстве. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большой степени зависит от достаточной речевой практики, культуры
речевого окружения, от воспитания и обучения.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического слуха.
Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении
различных компонентов речи: звукопроизношения
фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности. Речь ребёнка
оценивается по четырем уровням развития речи.
На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается
полное отсутствие или резкое ограничение
словесных средств общения. Словарный запас,
состоит из отдельных лепетных слов, звуковых или звукоподражательных
комплексов, сопровождающихся жестами и
мимикой;
на II уровне речевого развития в речи ребенка присутствует короткая
аграмматичная фраза, словарь состоит из
слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы,
качественные прилагательные), но, наряду с этим, произносительные возможности ребенка
значительно отстают от возрастной нормы;
на III уровне речевого развития в речи ребенка появляется развернутая
фразовая речь с выраженными элементами
лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;
на IV уровне
речевого развития при наличии
развернутой фразовой речи наблюдаются
остаточные проявления недоразвития всех
компонентов языковой системы.
Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи,
обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Таким образом, ТНР выявляется у детей дошкольного
возраста со следующими речевыми нарушениями – дислалия, ринолалия, дизартрия,
алалия, детская афазия, неврозоподобное заикание (по клинико-педагогической
классификации речевых нарушений).