Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 90
Описание образовательной программы
1.Общие сведения
Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 90 «Ласточка» г. Калуги создана
на основе федеральной образовательной программы дошкольного образования и
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Программа ориентирована на детей от 2 месяцев до 7 лет.
Ссылка
на федеральную образовательную программу
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
2. Цель Программы: разностороннее
развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей
российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Возрастные особенности развития
детей и задачи развития для каждого возрастного периода Программы совпадают с
Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 (п.15.1-15.3).
3. Структура Программы
Программа включает три
основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Дополнительным
разделом является краткая презентация основных сведений из Программы для
родителей воспитанников.
Целевой раздел |
Включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты
освоения программы. Результаты освоения образовательной программы
представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем детстве, целевых
ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка
на этапе завершения уровня дошкольного образования. Также входят подходы к
проведению педагогической диагностики
достижений планируемых результатов и значимые для разработки и реализации
Программы характеристики — особенности развития детей |
Содержательный раздел |
- задачи и содержание образовательной деятельности для всех
возрастных групп по пяти образовательным областям. Так же в разделе описаны: - формы, способы, методы
реализации программы; - особенности образовательной деятельности разных видов и
культурных практик; - способы поддержки
детской инициативы; - взаимодействие педагогического коллектива с семьями; -
-коррекционно-развивающая работа; - рабочая программа воспитания |
Организационный раздел |
-
психолого-педагогические условия реализации Программы; - особенности организации
развивающей предметнопространственной среды; - материально-техническое
обеспечение Программы и обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания; - примерный перечень литературных, музыкальных, художественных,
анимационных произведений для реализации Программы; - кадровое обеспечение; - режим и распорядок дня
в возрастных группах; - календарный план
воспитательной работы |
4.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
Основная цель взаимодействия педагогов с семьей
– обеспечение:
- психолого-педагогической поддержки семьи и
повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления
здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
- единство подходов к воспитанию и обучению
детей в условиях ДОО и семьи;
- повышение воспитательного потенциала семьи;
Основными задачами
взаимодействия детского сада с семьей являются:
- информировать родителей и общественность
относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а
также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
- повышать их правовую и
психолого-педагогическую компетентности, компетентность в вопросах охраны и укрепления здоровья,
развития и образования детей;
- способствовать развитию ответственного и
осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
- построить взаимодействие в форме
сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями детей
младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных
задач;
- вовлекать родителей в
образовательный процесс.
В основу совместной деятельности семьи и
дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- приоритет семьи в воспитании, обучении и
развитии ребенка;
- открытость;
- взаимное доверие, уважение и
доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- индивидуально-дифференцированный
подход к каждой семье;
- возрастосообразность. Взаимодействие с
родителями воспитанников строится по следующим направлениям работы.
Деятельность
педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:
- диагностико - аналитическое направление
включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в
отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне
психолого-педагогической компетентности родителей (законных 3 представителей);
а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа;
согласование воспитательных задач;
- просветительское направление предполагает
просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей
психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и
дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей
определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной
политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с
детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО
образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании
и методах образовательной работы с детьми;
-
консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей
(законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления
возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ОП в условиях
семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и
педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения
продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного
возрастов; способам организации и участия в детских деятельностях,
образовательном процессе и другому.
Совместная
образовательная деятельность педагогов и родителей (законных представителей)
обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых образовательных
задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий; поддержку
образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей младенческого,
раннего и дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных
проектов ДОО совместно с семьей.
Направления
деятельности педагога реализуются в разных формах (групповых и (или)
индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов
взаимодействия с родителями (законными представителями):
Формы сотрудничества с семьёй
- консультирование родителей, индивидуальные
беседы
- общие и групповые
родительские собрания
- приобщение родителей к реализации
тематического периода
- дни открытых дверей,
открытые просмотры образовательной деятельности
- анкетирование
- проведение круглых столов,
мастер – классов, тренингов
- совместные с родителями
выставки
- издательская
деятельность для родителей: выпуски раздаточной информации в форме брошюр;
стендовая информация; новости на сайте детского сада
- совместная деятельность:
проекты, акции.