Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 90 «Ласточка» города Калуги ( МБДОУ № 90 «Ласточка» г. Калуги) Принято Утверждено педагогическим советом приказом МБДОУ № 90 «Ласточка» г. Калуги МБДОУ № 90 «Ласточка» г. Калуги № 352/01-23 (протокол № 1 от 31 августа 2022 г) от 31 августа 2022 года Положение о системе наставничества педагогических работников в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 90 «Ласточка» города Калуги Калуга, 2022 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 90 «Ласточка» г. Калуги (далее – Положение) определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества и разработано в соответствии с нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества. 1.2. В Положении используются следующие понятия: Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации. Наставляемый – педагогический работник, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за реализацию персонализированных программ наставничества. Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество. Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы. Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон. Персонализированная программа разрабатывается наставником, также участие в разработке, персонализированной программы, могут принимать наставляемый, куратор, методическое объединение наставников. 1.3.Основными являются: принципами системы наставничества педагогических работников - принцип научности – предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников; - принцип системности и стратегической целостности – предполагает разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации; - принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе; - принцип обеспечения суверенных прав личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника; - принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого; - принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям; - принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности: куратора, наставника, наставляемого и внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества; - принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития; - принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества. 1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному процессу дошкольного учреждения. Решение об освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации персонализированной программы наставничества принимает руководитель дошкольного учреждения при условии обеспечения непрерывности образовательного процесса в исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности образовательного процесса в образовательной организации и замены их отсутствия. 1.5. Критерии выбора наставника – это совокупность требований, предъявляемых к работнику и необходимых для выполнения функций наставника, включающих: - квалификационные требования; - показатели результативности; - показатели результативности; - профессионально важные качества личности; - личные мотивы к наставничеству. 2. Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества 2.1. Цель системы наставничества педагогических работников в образовательной организации – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых и не имеющих опыта педагогической деятельности специалистов в педагогической профессии. 2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников: - содействовать созданию в дошкольном учреждении системы наставничества, способствующей раскрытию личности, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их профессиональной траектории; - оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических работников дошкольного учреждения; -содействовать развитию горизонтальных связей в сфере наставничества на уровне дошкольного учреждения; -способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования современных информационно- коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества; - содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том числе молодых и не имеющих опыта педагогической деятельности специалистов; - оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической деятельности конкретного дошкольного учреждения, преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей; - обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество; - ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью; - содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством; - знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень. 2.3. В образовательной организации могут применяться разнообразные формы наставничества: (« педагог-педагог», «руководитель образовательной организации – педагог», «старший воспитатель – педагог образовательной организации») по отношению к наставнику или группе наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе зависимости от запланированных эффектов. Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий. Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник – наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц. Наставничество в группе – форма организации наставничества, при реализации которой один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно ( от двух и более человек). Краткосрочное или целеполагающее наставничество – форма организации наставничества, при реализации которой наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить определённые усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей. Реверсивное наставничество – форма организации наставничества, при реализации которой профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса. Ситуационное наставничество – форма организации наставничества, при реализации которой наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного. Скоростное наставничество – форма организации наставничества, при реализации которой организуется однократная встреча наставляемого (наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опыта. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный – равному»). Традиционная форма наставничества («один-на-один») – форма организации наставничества, при реализации которой осуществляется взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени. Форма наставничества «педагог – педагог» – способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «педагогпрофессионал – педагог, вовлеченный в различные формы поддержки и сопровождения». Форма наставничества «руководитель образовательной организации – педагог» способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «руководитель – педагог», нацеленную на совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых результатов руководителем образовательной организации посредством создания необходимых организационнопедагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических условий и ресурсов. 3. Организация системы наставничества 3.1. Система наставничества организуется на основании локального нормативного акта образовательной организации «Положения о системе наставничества педагогических работников образовательной организации». 3.2. Педагогический работник, назначается наставником с его письменного согласия приказом руководителя образовательной организации. 3.3. Руководитель образовательной организации: - осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы наставничества педагогических работников в образовательной организации; - издает локальные акты образовательной организации о внедрении (применении) системы наставничества и организации наставничества педагогических работников в образовательной организации; - утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их; - утверждает план мероприятий по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации; - издает приказы о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью; - способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших практик наставничества педагогических работников. 3.4. Куратор реализации программ наставничества: - назначается руководителем образовательной организации из числа заместителей заведующей (заместитель заведующего по ВР/ старший воспитатель); - своевременно актуализирует (не менее одного раза в год) информацию о наличии в дошкольном учреждении педагогов, которых необходимо включить в наставническую деятельность в качестве наставляемых; - предлагает руководителю образовательной организации для утверждения состав наставников для утверждения; - разрабатывает план мероприятий по реализации Положения о системе наставничестве педагогических работников в дошкольном учреждении; совместно с делопроизводителем ведет банк (персонифицированный учет) наставников и наставляемых, в том числе в цифровом формате с использованием ресурсов Интернета; - формирует банк индивидуальных и групповых персонализированных программ наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного и эффективного опыта; - организует повышение уровня профессионального мастерства наставников; - курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ наставничества; - осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы наставничества в дошкольном учреждении. Оценку вовлеченности педагогов в различные формы наставничества и повышения квалификации педагогических работников, формирует итоговый аналитический отчет о реализации системы наставничества; - фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ наставничества в формах статистического наблюдения 3.5. Наставник: - совместно с куратором принимает участие в разработке локальных актов и информационно-методического сопровождения в сфере наставничества педагогических работников в дошкольном учреждении; - разрабатывает, апробирует и реализует персонализированные программы наставничества, содержание которых соответствует запросу отдельных педагогов и групп педагогических работников; - принимает участие в разработке методического сопровождения разнообразных форм наставничества педагогических работников; осуществляет подготовку участников персонализированных программ наставничества к мероприятиям: конкурсам профессионального мастерства, форумам, научно-практическим конференциям, фестивалям; - участвует в мониторинге реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников; - является открытой площадкой для осуществления консультационных, согласовательных функций и функций медиации; - принимает участие в формировании банка лучших практик наставничества педагогических работников. 4. Права и обязанности наставника 4.1. Права наставника: - привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников дошкольного учреждения с их согласия; - знакомиться в установленном законодательством о персональных данных или получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется наставничество; - обращаться с заявлением к куратору и руководителю дошкольного учреждения с просьбой о сложении с него обязанностей наставника; - осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки выполнения заданий. 4.2. Обязанности наставника: - руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации, региональными и локальными нормативными правовыми актами образовательной организации при осуществлении наставнической деятельности; - находиться во взаимодействии со всеми структурами дошкольного учреждения, осуществляющими работу с наставляемыми; - осуществлять включение молодых и не имеющих опыта педагогической деятельности специалистов в общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора, в том числе и на личном примере; - создавать условия для научного поиска, творчества в педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности; - содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых и не имеющих опыта педагогической деятельности специалистов различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы); - участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или мер дисциплинарного взаимодействия; - рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и федеральных конкурсах. 5. Права и обязанности наставляемого 5.1. Права наставляемого: - систематически повышать свой профессиональный уровень; - участвовать в составлении персонализированной программы наставничества педагогических работников; - обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными обязанностями, профессиональной деятельностью; - вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных программ наставничества педагогических работников образовательной организации; - обращаться к куратору и руководителю дошкольного учреждения с ходатайством о замене наставника. 5.2. Обязанности наставляемого: - изучать федеральное, региональное, муниципальное законодательство и локальные нормативные акты, регулирующие деятельность в сфере наставничества педагогических работников; - реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества в установленные сроки; - выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных, профессиональных обязанностей; - совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного исполнения должностных обязанностей; - устранять совместно с наставником, допущенные в профессиональной деятельности ошибки; - проявлять дисциплинированность, организованность в работе и учебе; - учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним. 6. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество 6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по следующим критериям: - профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых; - у наставнической пары (группы) должны сложиться конструктивные взаимоотношения, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы наставничества. 6.2.Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, пары (группы) утверждаются локальным нормативным актом дошкольного учреждения. 7. Завершение персонализированной программы наставничества 7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в случае: - завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в полном объеме; - по инициативе наставника или наставляемого и (или) обоюдному решению (по уважительным обстоятельствам); - по инициативе куратора (в случае неудовлетворительного исполнения персонализированной программы наставничества в силу различных обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажора). 7.2. По обоюдному согласию наставника и наставляемого (наставляемых) педагогов возможно продление срока реализации персонализированной программы наставничества или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества). 8. Условия публикации результатов персонализированной программы наставничества педагогических работников на сайте образовательной организации 8.1. Для размещения информации о реализации персонализированной программы наставничества педагогических работников на официальном сайте дошкольного учреждения (далее – официальный сайт) создается специальный раздел (рубрика). На официальном сайте размещаются сведения о реализуемых персонализированных программах наставничества педагогических работников, базы наставников и наставляемых, лучшие практики реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников, федеральное, региональное, муниципальное законодательство и локальные нормативные акты, регулирующие деятельность в сфере наставничества педагогических работников, методические рекомендации, новости и анонсы мероприятий и программ наставничества педагогических работников в дошкольном учреждении. 8.2. Результаты персонализированных программ наставничества педагогических работников в дошкольном учреждении публикуются после их завершения. 9. Заключительные положения 9.1. Настоящее положение вступает в силу со дня утверждения руководителем дошкольного учреждения. 9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, Калужской области и вновь принятыми локальными нормативными актами дошкольного учреждения. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 90 "ЛАСТОЧКА" ГОРОДА КАЛУГИ, Бурыкина Юлия Ивановна, заведующий 17.04.2023 11:32 (MSK), Сертификат BAAC5F4D01301E8A8EECC7E87AA64D97